Локальные нормативные правовые акты

 Инструкция по охране труда - самый главный документ при расследовании несчастного случая на производстве!

Если потерпевший не нарушил инструкцию по охране труда - он ничего не нарушил!

1. Качественно и быстро разработаем инструкции по охране труда согласно Вашему штатному расписанию и видам выполняемых работ.

2. Разработаем необходимую документацию для обучения рабочих нужным профессиям непосредственно в организации на рабочих местах 

Беларусь

Высота высоте рознь

Как-то проходя по парку культуры и отдыха, увидел как рабочие, стоя в кузове грузового автомобиля, лопатами выгружали из него землю. Обычная картина, кто ее не видел?

Но, я сразу вспомнил про ситуацию, о которой прочитал на одном из форумов по охране труда в интернете.

А суть обсуждаемой на форуме проблемы заключалась в том, что некая организация использовала в хозяйственной деятельности грузовой бортовой автомобиль МАЗ 630308, для доставки продукции на склад и все бы было хорошо, пока не произошел несчастный случай с водителем этого автомобиля.

По описанию посетителя форума дело было так.

После загрузки автомобиля водитель поднялся в кузов, чтобы очистить его от остатков перевозимого груза, но при выполнении работы потерял равновесие и упал на землю.

Началось расследование, причины, ответственные и так далее по процедуре.

Выводы по итогам расследования сделали следующие:

водитель автомобиля, находясь в кузове автомобиля, выполнял работы на высоте со всеми вытекающими отсюда последствиями – нет медосмотра, инструктажа, стажировки, проверки знаний при выполнении работ на высоте, не обеспечен предохранительным поясом и так далее.

Почему пришли к такому выводу? Потому что, высота «пустого», не загруженного грузом автомобиля, то есть расстояние от земли до пола кузова, составляет  1,36 метра, высота бортов 0,7 метра (по данным с форума).

При стечении определенных обстоятельств, которые возможно привели к несчастному случаю и о которых автор, обратившийся на форум умалчивает, скорее всего возникла ситуация, при которой остро встал вопрос: нахождение в кузове автомобиля водителя автомобиля это работа на высоте или нет?

Что такое работа на высоте?

Согласно Правилам охраны труда при работе на высоте, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 апреля 2001 г. № 52 (далее – Правила на высоте), это работы, при которых работник находится на расстоянии менее 2 метров от неогражденных перепадов по высоте 1,3 метра и более.

Если борт не загруженного кузова автомобиля открыт, а водитель находится в кузове на расстоянии менее 2 метра от перепада по высоте (напоминаю, высота на которой находился водитель 1,36 метра), то по формальному признаку работы на высоте водитель вроде как выполняет. Постоянно действующий опасный фактор присутствует.

Следовательно, выполняя требования п. 944 Правил на высоте, работодатель должен учитывать, что работы водителя в кузове автомобиля относятся к работам с повышенной опасностью (работа на высоте) и включаются в соответствующий перечень видов работ, к которым предъявляются повышенные требования по охране труда.

К выполнению таких работ согласно этого же пункта Правил на высоте, работодатель обязан допускать лиц не моложе 18 лет, прошедших медицинский осмотр без противопоказаний к выполнению работ на высоте (предварительный при приеме на работу, в дальнейшем периодический один раз в два года), (а вот в постановлении Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 апреля 2010 г. № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работников и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь», указывается – работы на высоте – раз в год, без всяких условий!!!), имеющие профессиональные навыки, прошедшие в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам работ, инструктажи и проверку знаний по вопросам охраны труда и получившие соответствующее удостоверение.

Так же надо не забывать, что работы, выполняемые на высоте без защитных ограждений, производятся с применением предохранительного пояса (п. 696 Правил на высоте), а места закрепления карабина предохранительного пояса и страховочных канатов надо указывать в проекте производства работ (п. 697 Правил на высоте).

Ого! Написал и даже самому стало не по себе. Как 6 см меняют нашу жизнь. А говорят, что высота не имеет значения!

Но это если борт кузова открыт, а если он закрыт? Высота бортов, как заявлено на форуме составляет 0,7 м, поверим на слово. Допустим и будем рассматривать борта кузова как ограждения.

Какой высоты должны быть борта кузова транспортного средства, и выполняет ли работник работу на высоте, находясь в кузове с закрытыми бортами?

В п. 217 Правил на высоте, высота защитных и страховочных ограждений устанавливается не менее 1,1 м, для сигнальных – от 0,8 до 1,1 м включительно. Но это ограждения в основном для всякого рода строительных вариантов.

В Указе Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения», также не определяется высота бортов транспортных средств, но в п. 198 упоминаются грузовые автомобили с бортовой платформой, используемые для перевозки пассажиров, которые должны оборудоваться сиденьями, закрепленными на высоте не менее 0,3 метра от верхнего края борта вниз к полу. Следовательно, нахождение людей в кузове транспортного средства вполне допустимо и может не считаться работой на высоте.

Видимо высота бортов является индивидуальной для разного вида транспортных средств и обусловлена исключительно характеристиками перевозимых грузов. Так что, мне не удалось найти ответ на вопрос, какая же высота бортов является приемлемой для исключения понятия «выполнение работ на высоте» применительно работников находящихся в кузове транспортного средства.

Так является ли высота бортов транспортного средства в 0,7 метра достаточной или ее надо наращивать до 1,1 метра, вопрос остается открытым.

Проводя аналогии и обращаясь опять к строительным нормам, можем прочитать в ТКП 45-1.03-40-2006 (02250) «Безопасность труда в строительстве. Общие требования», утвержденном приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 ноября 2006 г. № 334, что требования безопасности в строительстве допускают при достижении кладки стен здания на высоту до 0,7 м от рабочего настила и расстоянии от уровня кладки с внешней стороны стены до поверхности земли (перекрытия) более 1,3 м не применять ограждающие устройства или предохранительные пояса (п. 751).

Там же в п. 51 названного ТКП указывается, что проемы в стенах при одностороннем примыкании к ним настила (перекрытия) должны ограждаться, если расстояние от уровня настила до нижнего края проема менее 0,7 м.

Таким образом, получается, что ограждения 0,7 м могут рассматриваться как достаточные… или нет?

Не мне судить, есть для этого уполномоченные компетентные органы, которые должны решать эти проблемы, если они еще не решены в силу моей неосведомленности.

Тем не менее, подобные работы, когда работники находятся в кузове транспортного средства, выполняются у нас сплошь и рядом мне даже лень примеры приводить. Возьмем, уборку территории, погрузку листьев в кузов, когда одни работники подают мешки с листьями, а другие принимают стоя в кузове с открытым бортом на высоте, как правило, более 1,3 м. Что делать в подобных ситуациях? Допускать работающих к выполнению этих работ как к работам на высоте? Конечно, да! Другого варианта быть не может, раз условия выполнения работ не противоречат требованиям правил: высота более 1,3 м, перепад менее 2 м!

И опять в тему разговора.

Заказали мне разработать проект инструкции по охране труда для рабочего ритуальных услуг, есть такие печальные организации.

Одними из функциональных обязанностей этого рабочего является:

копка могилы;

опускание гроба в могилу;

засыпка могилы.

По существующим нормативам в соответствии с требованиями Правил содержания и благоустройства мест погребения, утвержденным постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 10 июня 2016 г. № 17, глубина могилы на участке для захоронения должна быть не менее 1,5 м с учетом местных почвенно-климатических условий (п. 24 Правил содержания и благоустройства мест погребения).

Рабочий, выполняя свои функциональные обязанности, находясь в буквальном смысле «на краю могилы», выполняет, в том числе работы с повышенной опасностью – работы на высоте. Как говориться no comment…

Почему и кто когда-то установил, что работы на высоте начинаются после пересечения верхней точки в 1,3 м, сейчас узнать не представляется возможным. Тем более услышать какие-то внятные обоснования!

Но если мы обратимся к опыту наших соседей, например, Российской Федерации, с которыми мы, кстати, ежегодно пытаемся гармонизировать законодательство об охране труда, то сможем увидеть, в определении понятия «работы на высоте» «небольшие» различия.

Согласно п. 3 Правил по охране труда при работе на высоте, утвержденных Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, приказом от 28 марта 2014 г. № 155н, к работам на высоте относятся работы, когда:

а) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты 1,8 м и более;

б) работник осуществляет подъем, превышающий по высоте 5 м, или спуск, превышающий по высоте 5 м, по вертикальной лестнице, угол наклона которой к горизонтальной поверхности более 75°;

в) работы производятся на площадках на расстоянии ближе 2 м от неогражденных перепадов по высоте более 1,8 м, а также, если высота ограждения этих площадок менее 1,1 м;

г) существуют риски, связанные с возможным падением работника с высоты менее 1,8 м, если работа проводится над машинами или механизмами, водной поверхностью или выступающими предметами.

Надеюсь, никто не будет возражать, что разница в 0,5 м очень существенно упрощает россиянам процесс работы в кузове автомобиля и других подобных.

Может и нам не работника к оградке привязывать, а просто планку приподнять, тем более такой опыт в международной практике уже имеется?

 

Директор

центра поддержки предпринимательства

ОДО «ПрофиТруд»                                                                                Сергей Жартун