Чего хочет работодатель от охраны труда?
1. Понимать и в полном объеме выполнять законодательные требования по охране труда.
2. Иметь актуализированную и КАЧЕСТВЕННУЮ документацию по охране труда.
3. В любое время иметь возможность обратиться при необходимости к профессиональному консультанту по вопросам законодательства о труде и об охране труда.
4. Не бояться проверок и непредвиденных событий.
5. Быть уверенным, что у него по охране труда все в порядке.
И все это за разумную цену! 
ОДО «ПрофиТруд», команда профессионалов в охране труда, готова вместе с Вами решить вышеперечисленные задачи.
Мы разработаем для Вас систему управления по охране труда, содержащую полный комплект документов по охране труда именно для Вашей организации, которой легко и просто управлять.
Беларусь

Уборщик помещений или санитар

Уборка помещений производственных и служебных – процедура обязательная и постоянная. От ее качества часто зависит здоровье и настроение людей, находящихся в этих помещениях. Грязные или скользкие полы могут привести к падению и травме, а антисанитарное содержание помещений – к инфекционным заболеваниям. Поэтому так важен в нашей трудовой и не только трудовой деятельности труд уборщиков.

В постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об установлении Межотраслевых нормативов численности рабочих, занятых обслуживанием зданий, сооружений и ремонтом оборудования, порядка их применения и признании утратившим силу постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 июня 2003 г. № 80» от 19 декабря 2014 г. № 104, приведен перечень работ и условий, которые необходимо выполнять в процессе санитарного содержания административных, общественных зданий.

«Уборка помещений, коридоров, лестничных площадок, ступеней, уборка лифтов, вестибюлей, холлов, чистку зеркал и др. Для поддержания чистоты в помещениях выполняются следующие виды уборки: сухая, влажная, мытье, чистка и прочие работы, которые выполняются в соответствии с периодичностью, установленной в организации».

Необходимые средства уборки и приспособления в начале смены доставляются к месту работы и по окончании уборки – к месту хранения.

При уборке помещений опорожняются в специальные пакеты корзины с бумагой; протирается мебель, панели, подоконники, отопительные приборы, двери, стены, пол и выполняются прочие работы, связанные с содержанием в чистоте помещений.

Раствор из моющих средств готовит уборщик. Вода и моющий раствор периодически меняются.

При мытье пола мебель следует отодвинуть (кроме стационарно-установленной), вымыть пол и установить ее на место.

Собранный в процессе уборки мусор выносится мешками в специально отведенные места.

При чистке ковровых покрытий, кресел и стульев применяются пылесосы. При механизированной уборке помещений труднодоступные места, зеркала, стены, светильники и т. п. убираются вручную.

Для поддержания чистоты санузлов и душевых выполняются следующие виды уборки: влажная протирка, мытье пола, чистка и дезинфекция унитазов, душевых, влажная протирка и мытье стен, дверных блоков, подоконников, влажная протирка зеркал и прочие работы.

Стеклопротирочные работы: открыть рамы, очистить стекла и рамы от грязи. Нанести специальный моющий раствор на стекла, протереть стекла. Промыть и протереть рамы, оконные переплеты, карнизы, подоконники, оконные откосы, периодически меняя раствор. Закрыть рамы.

Исполнитель: уборщик помещений (служебных, производственных).

Уборщик помещений (производственных, служебных), согласно § 387 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь «Об утверждении выпуска 1 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС)» от 30 марта 2004 г. № 33 (далее – постановление № 33), должен знать: правила санитарии и гигиены по содержанию мест уборки; устройство и правила эксплуатации обслуживаемого оборудования и приспособлений; правила уборки; назначение и концентрацию дезинфицирующих и моющих средств; правила эксплуатации санитарно-технического оборудования, а при выполнении работ по уборке производственных помещений, в том числе отходов производства, санузлов и общественных туалетов, должен иметь 2-й разряд.

Однако, в некоторых организациях здравоохранения вышеуказанные требования по организации уборки отдельных помещений выполняются не в полном объеме. В штатном расписании таких организаций нет профессии уборщика помещений (производственных, служебных), а все обязанности по уборке помещений, коридоров, лестничных клеток, гардеробных и других мест общего пользования возлагается на санитара.

Санитар в соответствии с § 19 постановления № 33, непосредственно обслуживает больных. Систематически проводит влажную уборку основных и подсобных помещений с применением моющих, санитарно-гигиенических и дезинфицирующих средств. Собирает использованные расходные материалы и др. с последующим выносом их из помещения в специально установленные для этого места. Обрабатывает предметы индивидуального ухода за больными дезинфицирующими средствами. Проводит генеральную уборку в помещениях, включая мытье окон, стен, полов, лестниц основных и подсобных помещений. Участвует в подготовке помещений к осенне-зимнему периоду (оклейка специальной бумагой окон).

Функциональные обязанности работников по профессиям уборщик помещений (производственных, служебных) и санитар по многим видам работ идентичны. Тем не менее возникает законный вопрос почему санитарам врачебных кабинетов, лабораторий, регистратуры и других структурных подразделений организаций здравоохранения поручается уборка приемных и кабинетов руководителей таких организаций, уборка лифтов, вестибюлей, холлов, туалетов общего пользования? Причем в штатных расписаниях этих организаций вообще отсутствует профессия уборщик помещений.

Уборщику помещений при уборке душевых и туалетов специально дополнительно нормами предусмотрена выдача средств индивидуальной защиты – фартука прорезиненного с нагрудником, нарукавников прорезиненных, перчаток резиновых, а санитар идет убирать туалет общего пользования в той спецодежде которая ему выдана для непосредственное обслуживание больных, нарушая тем самым основные принципы противоэпидемической безопасности больных, работающих, и посетителей…

Можно рассмотреть этот вопрос с другой стороны.

Наниматель имеет право устанавливать трудовую функцию работника, как работу по одной или нескольким профессиям с указанием квалификации в соответствии со своим штатным расписанием. Допустим, он принимает рабочего по двум профессиям санитаром и уборщиком помещений (производственных, служебных) с записью об этом в трудовом договоре, для одновременного выполнения названных работ в течении рабочего дня.

Вполне приемлемый вариант, но, для профессии санитар постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь «Об утверждении примерных штатных нормативов медицинских и других работников поликлиник и детских поликлиник (поликлинических отделений) и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства здравоохранения Республики Беларусь» от 3 декабря 2012 г. № 185 определены условия расчета профессий санитарок врачебных кабинетов, лабораторий, регистратуры и других структурных подразделений поликлиники. Например, в отделении амбулаторной хирургии профессия младшей медицинской сестры по уходу за больными (санитарки) согласно п. 72 вышеуказанного постановления вводится из расчета 1 единица на 5 коек. Следовательно, выполняя функциональные обязанности уборщика помещений санитар должен оставить своих больных без ухода на время уборки холла, лифта и тому подобного?

Экономия средств и кадровая оптимизация организаций вещь необходимая, но они не должны осуществляться за счет снижения качества выполняемых работ или создавать дополнительные риски. Поэтому уборщик помещений и санитар должны исполнять каждый свои трудовые обязанности, а не объединять их в одном лице, да еще в организации здравоохранения.