Чего хочет работодатель от охраны труда?
1. Понимать и в полном объеме выполнять законодательные требования по охране труда.
2. Иметь актуализированную и КАЧЕСТВЕННУЮ документацию по охране труда.
3. В любое время иметь возможность обратиться при необходимости к профессиональному консультанту по вопросам законодательства о труде и об охране труда.
4. Не бояться проверок и непредвиденных событий.
5. Быть уверенным, что у него по охране труда все в порядке.
И все это за разумную цену! 
ОДО «ПрофиТруд», команда профессионалов в охране труда, готова вместе с Вами решить вышеперечисленные задачи.
Мы разработаем для Вас систему управления по охране труда, содержащую полный комплект документов по охране труда именно для Вашей организации, которой легко и просто управлять.
Беларусь

Стажировка по охране труда

Стажировка по вопросам охраны труда (далее – стажировка), согласно статье 1 «Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения», Закона об охране труда, это практическое освоение безопасных методов и приемов работы, выполнение которой входит в функциональные (должностные) обязанности работающего, под руководством лица, уполномоченного работодателем.

Это тот случай, когда при приеме на работу работающего работодатель не допускает его к самостоятельной работе по его профессии (должности), или при выполнении работ, оказании услуг по гражданско-правовым договорам, к выполнению работ с повышенной опасностью, а обязывает работающего в период не менее двух рабочих дней стажироваться, то есть выполнять работу под руководством уполномоченного приказом работника организации.

Руководитель стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки под роспись.

Кроме того, не только работающие по профессии рабочих (далее – рабочие), принятые на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты, должны проходить через эту процедуру, но и рабочие, переведенные на такие работы или имеющие перерыв в выполнении указанных работ более одного года. Только после прохождения стажировки по вопросам охраны труда и последующей первичной проверки знаний по вопросам охраны труда эти работающие допускаются к самостоятельной работе (п. 36 № 175).

Казалось бы все просто и понятно:

определяем перечень работ с повышенной опасностью, выполняемых в организации;

составляем и утверждаем перечни должностей служащих (профессий рабочих), которые должны проходить стажировку, и определяем ее продолжительность в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ, но не менее двух рабочих дней (смен);

в соответствии с вышеуказанными перечнями при приеме, переводе или перерыве в работе закрепляем приказом (распоряжением) за руководителем стажировки не более двух рабочих, допускаемых к выполнению работ с повышенной опасностью. Руководителям стажировки и рабочим, проходящим стажировку, доводим приказ (распоряжение) о прохождении стажировки под роспись. 

Все, можно начинать стажировку.

После окончания стажировки (на следующий рабочий день, смену) – проверка знаний по вопросам охраны труда.

Как правило, работающие проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которые создаются работодателями, если иное не установлено статьей 25 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» (п. 44 № 175).

Все понятно, но есть одно «но»!

Это «но» заключается в том, что о дате, времени и месте проведения первичной и периодической проверок знаний по вопросам охраны труда работники уведомляются любым удобным способом не позднее, чем за 15 календарных дней (п. 47 № 175).

Так же в этот период перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем для работающих при необходимости организуются информационные мероприятия (семинары, лекции, консультации и другие) по вопросам охраны труда.

Если следовать логике документа, стажировка работников в случае приема их на работу в организацию должна составлять по длительности не менее 15 календарных дней (первичная проверка знаний по вопросам охраны труда). Иначе, как мы сможем их уведомить о предстоящей первичной проверке знаний по вопросам охраны труда, не нарушив вышеуказанный пункт Инструкции?

С этой же проблемой мы сталкиваемся при допуске работников к выполнению работ с повышенной опасностью, имеющих перерыв в выполнении указанных работ более одного года. Например, работник вышел на работу после болезни (травмы), у него стажировка до последующей проверки знаний также должна составлять не менее месяца.

Потому что, в соответствии с требованиями п. 55 № 175 проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших первичную, периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня их выхода на работу.

Единственный случай, когда мы сможем предвидеть необходимость проведения процедуры проверки знаний и вовремя уведомить об этом работника – это перевод его на работы с повышенной опасностью, опасные производственные объекты и (или) потенциально опасные объекты, который мы должны запланировать не менее чем за 15 календарных дней.

Для остальных работающих (наверное, имеются в виду гражданско-правовые договора) дата, время и место проведения проверки знаний по вопросам охраны труда устанавливаются по договоренности сторон до начала выполнения работ (оказания услуг) (п. 47 № 175).

В остальных описанных случаях маловероятно искать другие альтернативы.

И обратите внимание, не я это придумал.

P.S.

Да, и не забудьте осуществлять допуск работающих к самостоятельной работе после прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда через оформление приказа (распоряжения) (п. 50 № 175).

С.В.Жартун