Чего хочет работодатель от охраны труда?
1. Понимать и в полном объеме выполнять законодательные требования по охране труда.
2. Иметь актуализированную и КАЧЕСТВЕННУЮ документацию по охране труда.
3. В любое время иметь возможность обратиться при необходимости к профессиональному консультанту по вопросам законодательства о труде и об охране труда.
4. Не бояться проверок и непредвиденных событий.
5. Быть уверенным, что у него по охране труда все в порядке.
И все это за разумную цену! 
ОДО «ПрофиТруд», команда профессионалов в охране труда, готова вместе с Вами решить вышеперечисленные задачи.
Мы разработаем для Вас систему управления по охране труда, содержащую полный комплект документов по охране труда именно для Вашей организации, которой легко и просто управлять.
Беларусь

Проверка знаний руководителя организации

Неоднократно приходилось сталкиваться с ситуацией, когда предприниматели – руководители организаций отказываются проходить проверку знаний по вопросам охраны труда.

Причем многие из этих руководителей-отказников к охране труда в целом относятся вполне лояльно:

создают в своих организациях службы охраны труда (вводят в штат должность специалиста по охране труда или возлагают соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное должностное лицо, имеющее необходимую подготовку);

организуют работу по охране труда в соответствии с требованиями законодательства о труде и об охране труда; 

издают приказы о создании комиссий организаций для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда и направляют членов этих комиссий на проверку в комиссии, как правило, местных исполнительных и распорядительных органов.

Сами же руководители-отказники абстрагируются от личного участия в комиссии организации, возлагая ответственность за председательство в ней на одного из своих заместителей.

Действующее законодательство обязывает руководителей и специалистов не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, проходить проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях (п. 39 Инструкции 175).

Надо понимать, что не все руководители и специалисты должны проходить такую проверку знаний, а только руководители и заместители руководителей организаций, структурных подразделений организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности, а так же специалисты структурных подразделений, которые непосредственно связаны с проведением работ на производственных участках, осуществляющих контроль за техническим состоянием машин, механизмов, зданий и сооружений, проведением технологических процессов, а также специалисты научно-исследовательских, проектно-конструкторских и других организаций, разрабатывающих проекты, технологические регламенты и другую технологическую документацию для подконтрольных государственным органам специализированного надзора и контроля объектов и другие специалисты, перечисленные в типовом перечне должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 6 к Инструкции 175).

Кроме того, статьей 49 Трудового кодекса Республики Беларусь определена обязанность нанимателя, согласно которой он по требованию уполномоченных государственных органов в случаях, предусмотренных законодательством, обязан не допускать к работе (отстранить от работы) в соответствующий день (смену) работника не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда.

Многие предприниматели – руководители организаций аргументируют свое нежелание проходить проверку знаний тем, что Трудовой кодекс Республики Беларусь обязывает их отстранять от работы работников своих организаций, не прошедших проверку знаний, но ничего не предписывает в отношении проверки знаний и отстранения от работы самих руководителей организаций.

Я, руководитель организации: как я могу сам себя отстранить от работы, а кто будет руководить и банально – деньги зарабатывать?! Тем более, если я еще и учредитель организации.

Такие убеждения легко опровергаются, если обратиться к постановления 210 в пункте 2 которого записано, что комиссия местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, как раз и осуществляет свою деятельность в целях проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей организаций, их заместителей, ответственных за организацию охраны труда, главных специалистов, работников служб охраны труда (специалистов по охране труда), членов комиссий для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда организаций, подчиненных местному исполнительному и распорядительному органу, а также организаций, которые не являются подчиненными организациями республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, других вышестоящих организаций, работников юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, индивидуальных предпринимателей, оказывающих услуги в области охраны труда, нанимателей, являющихся физическими лицами, а также работающих организаций, в которых невозможно создание комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.

Поэтому проверка знаний по охране труда для руководителей организаций – процедура обязательная!

Игнорирование этой процедуры чревато неприятными последствиями, которые могут наступить в случае реализации в отношении руководителей-отказников пункта 9.17 КоАП, предусматривающего за нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах (Инструкция 175, Постановление 210 и др.), наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

Материальные потери из собственного кармана всегда были весомым аргументом, стимулирующим на выполнение того, что выполнять не хочется, но надо и не забывать о моральной и социальной ответственности руководителя перед наемными работниками. Они доверяют руководителю организации свое здоровье и жизни, надеясь на безусловное исполнение им своих обязанностей по созданию для работающих здоровых и безопасных условий труда.

Если все же удастся убедить руководителя-отказника пройти проверку знаний, а он ее не пройдет, то согласно статье 49 Трудового кодекса Республики Беларусь его необходимо отстранить от работы, причем за период отстранения от работы заработная плата ему начисляться не будет.

Случай, конечно, беспрецедентный, руководителя организации отстранили от работы, он сидит без заработной платы и согласно требованиям пункта 11 Инструкции 175, показав при проверке знаний неудовлетворительные знания, должен пройти повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в месячный срок.

А если и через месяц он также покажет при повторной проверке неудовлетворительные знания? Как поступить с таким руководителем организации? Сможет ли он, не обладая знаниями в области охраны труда, не понимая своей ответственности и обязанностей в этой сфере обеспечить условия безопасности, исключающие причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан?

 

Сергей Жартун