Чего хочет работодатель от охраны труда?
1. Понимать и в полном объеме выполнять законодательные требования по охране труда.
2. Иметь актуализированную и КАЧЕСТВЕННУЮ документацию по охране труда.
3. В любое время иметь возможность обратиться при необходимости к профессиональному консультанту по вопросам законодательства о труде и об охране труда.
4. Не бояться проверок и непредвиденных событий.
5. Быть уверенным, что у него по охране труда все в порядке.
И все это за разумную цену! 
ОДО «ПрофиТруд», команда профессионалов в охране труда, готова вместе с Вами решить вышеперечисленные задачи.
Мы разработаем для Вас систему управления по охране труда, содержащую полный комплект документов по охране труда именно для Вашей организации, которой легко и просто управлять.
Беларусь

Какая охрана? Какого труда?

Соблюдение требований по охране труда в организациях, как показывает практика проверок, в подавляющем большинстве случаев, носит бессистемный, ограниченный характер. Требования законодательства об охране труда соблюдаются часто кое в чем и кое-как.

Кого не спроси, из руководителей и специалистов об охране труда в их организациях получишь ответ: «Да, что-то ведем по охране труда, какие-то журналы есть, инструктажи…».

Фактически никто не представляет себе как это работает. Что такое соблюдать требования по охране труда и какая может наступить ответственность за жизни и здоровье подчиненных работников для многих руководителей эфемерно и неактуально.

Почему так происходит? Может быть потому, что изменились экономические отношения, появились новые формы собственности организаций, новые формы трудовых и не трудовых отношений или появились лазейки в законодательстве позволяющие уходить от ответственности?

Руководитель организации, которого мы упорно считаем работодателем, отвечающим за управление охраной труда в своей организации, уже давно не выполняет эти функции в полном объеме, так как не является полноправным распорядителем кредитов в своей организации, имея над собой совет директоров (наблюдательный совет) и тому подобные надстройки.

Согласно статье 33 «Общие положения об органах хозяйственного общества» Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII (далее – Закон о хозяйственных обществах), в хозяйственном обществе образуются следующие органы управления:

совет директоров (наблюдательный совет) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах, иными законодательными актами и уставом;

исполнительный орган хозяйственного общества – коллегиальный исполнительный орган (правление или дирекция) и (или) единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) – в соответствии с Законом о хозяйственных обществах и уставом.

Руководитель организации (директор или генеральный директор) – единоличный исполнительный орган) в современном понятии этого термина, как правило, такой же наемный работник, как и прочие работающие организации и финансами в частности в полной мере не распоряжается.

А ведь охрана труда требует не только организационных усилий, но и соответствующих затрат на обеспечение эффективного ее функционирования.

Подобные обязанности и затраты могут раздражать совет директоров (наблюдательный совет), особенно те которые они считает не первостепенными. Они прекрасно понимают, что при наступлении нежелательных событий связанных с травмированием работающих, аварийных ситуаций и т.п., не являясь страхователями и должностными лицами в созданных ими хозяйственных обществах, они не будут привлекаться к ответственности как лица допустившие нарушения согласно требованиям п. 85 Правил расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. № 30.

Без молотка гвоздь не забьешь, а без специальной обуви или защитных очков легко! Потому и политика организации строится по принципу, приобретаем только то, без чего работать невозможно. Проверка, конечно, выявит нарушения и даже обяжет устранить их в установленные сроки, но к кому будут применены штрафные санкции? К руководителю организации, как должностному лицу, допустившему нарушения требований законодательства по охране труда. И штраф этот руководитель заплатит из своей заработной платы, то есть исключительно из своего кармана.

Не важно, что руководитель организации (единоличный исполнительный орган) неоднократно обращался к совету директоров с просьбами о возложении обязанностей специалиста по охране труда на одного из своих подчиненных которого естественно надо стимулировать за немалую дополнительную нагрузку, приобрести средства индивидуальной защиты, оплатить медицинские осмотры, алкотестер или приобрести плакаты наглядной агитации для уголка по охране труда – все напрасно. Совет директоров считает, что без этого можно обойтись, а кому не нравится…

Тем более что статьей 54 «Исполнительный орган хозяйственного общества» Закона о хозяйственных обществах, определено – лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа хозяйственного общества, либо лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган хозяйственного общества, не вправе входить в состав совета директоров (наблюдательного совета). Указанные лица вправе присутствовать на заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) и вносить предложения по рассматриваемым вопросам без права голоса при принятии решений по этим вопросам.

Психология поведения совета директоров понятна, рачительность и экономия собственных средств это святое, так они считают.

Но на самом деле все намного проще во главе угла в данном вопросе стоит все же не сиюминутная выгода, а понимание советом директоров того, что они является для законодательства о труде в плане ответственности за его нарушение невидимками. Как к ним предъявить какие-то требования, если нигде не прописана их ответственность по отношению к работающим создающим лично для них материальные блага.

Есть нанятый советом директоров руководитель организации (единоличный исполнительный орган) вот с него и спрашивайте. Какая такая охрана труда, какой несчастный случай на производстве, мы то здесь при чем?

Правильно не при чем!

Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе в технических и локальных нормативных правовых актах влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин (п. 9.17 КоАП).

На должностное лицо и из его зарплаты! Совет директоров в этом случае не теряет ни гроша, так как нет штрафа на организацию, юридическое лицо – созданное ими хозяйственное общество. А раз нет ответственности, не будет и результата.

Сколько угодно можно сотрясать воздух благими призывами – соблюдать, не допускать, отстранять и контролировать толку не будет, отношение хозяина к охране труда вряд ли поменяется за счет его сознательности и понимания своей социальной ответственности. Только неотвратимость наказания может стимулирует его к недопущению нарушений требований по охране труда.

Многие хозяева чтобы, образно говоря держать руку на пульсе своего бизнеса, оформляются в своей организации простыми специалистами, являясь по сути прямыми руководителя производственного процесса, но оставаясь при этом в тени и недосягаемости для надзорных органов.    

Кроме того, зародившаяся несколько лет назад тенденция нанимать для управления организации индивидуальных предпринимателей, сегодня превращается в устоявшуюся традицию.

В соответствии с статьей 53 «Компетенция исполнительного органа хозяйственного общества» Закона о хозяйственных обществах к компетенции исполнительного органа хозяйственного общества относится осуществление текущего руководства его деятельностью. 

Полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по решению общего собрания участников хозяйственного общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

Хозяину больше не надо прятаться на второстепенных должностях в своей организации или нескольких своих организациях. Он регистрируется индивидуальным предпринимателем и заключает договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа с организацией или несколькими организациями и законных основаниях осуществляет текущее руководство их деятельностью.

Такие отношения трудно назвать трудовыми, хотя индивидуальный предприниматель де-юре является в организации, с которой заключил вышеуказанный договор полномочным ее руководителем.

Какая мотивация может быть у общего собрания участников хозяйственного общества (читай совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества) при передаче полномочия исполнительного органа хозяйственного общества по договору другой коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему)? Экономия на заработной плате за счет не уплаты налогов, а для индивидуального предпринимателя получение доходов сразу из нескольких источников или есть другие мотивации? 

Может быть управляющий (индивидуальный предприниматель) ошибочно предполагает что, выбрав такую форму управления организацией, он снимает с себя ответственность за регулирование социально-трудовых отношений в подчиненной организации?

Возглавлять организацию и не считать себя ответственным за результаты ее деятельности, по крайней мере, наивно! Управляющий (индивидуальный предприниматель) взяв на себя обязанности исполнительного органа хозяйственного общества, несет за свою деятельность и административную и уголовную ответственность, в том числе и по охране труда, как и единоличный исполнительный орган (директор или генеральный директор) принятый в штат организации в установленном законодательстве порядке.

Обязанности управляющего (индивидуального предпринимателя) должны соответствовать должностным обязанностям управляющего указанным в постановлении Министерства труда Республики Беларусь от 30 декабря 1999 г. № 159 «Об утверждении выпуска 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», выпуска 6 ЕКСД «Должности служащих, занятых в машиностроении и металлообработке», выпуска 33 ЕКСД «Должности служащих, занятых финансами, кредитом и страхованием» и выпуска 21 ЕКСД «Должности служащих, занятых геодезией и картографией».

Управляющий (индивидуальный предприниматель) обязан как работодатель обеспечивать охрану труда в организациях, с которыми заключил соответствующие договоры о передаче полномочий единоличного исполнительного органа в этих организациях и в полной мере соблюдать требования законодательства о труде и об охране труда.

Пунктом 8 МОПОТ установлено, что управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель.

Согласно статье 252 Главы 18 «Особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации» Трудового кодекса Республики Беларусь «Руководитель организации», руководитель организации – это физическое лицо, которое в силу закона или учредительных документов организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций любых организационно-правовых форм, кроме случая, когда руководитель организации является единственным собственником имущества организации или индивидуальным предпринимателем.

Если функции единоличного исполнительного органа организации передаются по договору индивидуальному предпринимателю (управляющему), то он является руководителем организации, потому что исполнение функций единоличного исполнительного органа организации является частью функций по руководству организацией.

В конечном итоге все эти «хитрости» и правовой нигилизм хозяев позволяют ставить безопасность работающих на шестнадцатое место после пожарной безопасности, экологической безопасности и санитарного надзора может, потому что для этих ответственных направлений не предусмотрен штраф для юридического лица, то есть из кошелька хозяина?

 

Сергей Жартун