Чего хочет работодатель от охраны труда?
1. Понимать и в полном объеме выполнять законодательные требования по охране труда.
2. Иметь актуализированную и КАЧЕСТВЕННУЮ документацию по охране труда.
3. В любое время иметь возможность обратиться при необходимости к профессиональному консультанту по вопросам законодательства о труде и об охране труда.
4. Не бояться проверок и непредвиденных событий.
5. Быть уверенным, что у него по охране труда все в порядке.
И все это за разумную цену! 
ОДО «ПрофиТруд», команда профессионалов в охране труда, готова вместе с Вами решить вышеперечисленные задачи.
Мы разработаем для Вас систему управления по охране труда, содержащую полный комплект документов по охране труда именно для Вашей организации, которой легко и просто управлять.
Беларусь

ИП и охрана труда

Согласно п. 2 Указа президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285, для занятия предпринимательской деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя гражданин вправе привлекать не более трех физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

Следовательно, заключив трудовой с физическим лицом индивидуальный предприниматель становится нанимателем, а гражданско-правовой договор – работодателем.

Наниматель в соответствии с статьей 226 «Обязанности нанимателя по обеспечению охраны труда» Трудового кодекса Республики Беларусь обязан обеспечивать охрану труда работников, в том числе:

1) безопасность при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, а также контроль за использованием и правильным применением средств индивидуальной защиты и средств коллективной защиты. Если территория, здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими нанимателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда исполняются ими совместно на основании письменного соглашения;

2) условия труда на каждом рабочем месте, соответствующие требованиям по охране труда;

3) организацию в соответствии с установленными нормами санитарно-бытового обеспечения, медицинского обслуживания работников;

4) режим труда и отдыха работников, установленный законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором;

5) выдачу работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением и (или) выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами;

6) контроль за соблюдением законодательства об охране труда работниками;

7) контроль за уровнями и концентрациями вредных производственных факторов;

8) разработку, внедрение и поддержку функционирования системы управления охраной труда, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их результативности, разработку и реализацию мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

9) принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

10) принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда;

11) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, паспортизации санитарно-технического состояния условий и охраны труда; 

12) обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работников по вопросам охраны труда в порядке, установленном республиканским органом государственного управления, проводящим государственную политику в области труда;

13) организацию проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу), периодических (в течение трудовой деятельности) и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров либо освидетельствования некоторых категорий работников на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также внеочередных медицинских осмотров работников при ухудшении состояния их здоровья;

14) информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

15) расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, техническое расследование причин аварий, инцидентов на опасных производственных объектах, разработку и реализацию мер по их профилактике и предупреждению;

16) возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью работников, в соответствии с законодательством;

17) пропаганду и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда и сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда;

18) выделение в необходимых объемах финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления мероприятий по улучшению условий и охраны труда, предусмотренных коллективным договором, соглашением, планом мероприятий по улучшению условий и охраны труда;

19) допуск должностных лиц контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных на проведение проверок соблюдения законодательства об охране труда, к проверке и представление необходимых для проверки документов, а также допуск проверяющих для обследования территорий и помещений, транспортных средств и иных объектов, используемых для осуществления деятельности; 

20) назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда в организации и структурных подразделениях;

21) иные обязанности, предусмотренные законодательством.

Что касается работодателей, то статьей 1 «Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения» Закона об охране труда Республики Беларусь, установлено, что работодатели это, в частности, индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством.

Одним из условиях, установленных законодательством, является Указ Президента Республики Беларусь от 6 июля 2005 г. № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам».

Пунктом 1.1. названного Указа установлено, что индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны заключать с ними указанные договоры в письменной форме и определять в этих договорах кроме условий, установленных законодательством, следующие существенные условия:

предоставлять при необходимости места для выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие правилам охраны труда и требованиям техники безопасности;

осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам, по вопросам безопасных условий выполнения работ, оказания услуг и создания объектов интеллектуальной собственности либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа, медицинского осмотра, если это необходимо для выполнения соответствующих видов работ;

не допускать (отстранять) к выполнению работ, оказанию услуг, созданию объектов интеллектуальной собственности в соответствующий день граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам в местах, предоставленных заказчиком, появившихся на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работы;

обеспечивать беспрепятственный допуск представителей государственных органов и иных организаций, в компетенцию которых входит осуществление проверок и контроля за соблюдением законодательства, в том числе проверок условий выполнения работ, оказания услуг, создания объектов интеллектуальной собственности, а также представлять информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий;

расследовать либо принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в порядке, определенном законодательством.

Кроме того, в п. 3 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 «Об утверждении Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда», указывается – работодатели обязаны в соответствии со статьей 17 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

Руководствуясь, кроме всего вышеперечисленного, главой 5 «Организация охраны труда», статьи 17 «Обязанности работодателя по обеспечению охраны труда» Закона об охране труда Республики Беларусь, можно уверенно утверждать, что работодатель (в данном случае индивидуальный предприниматель, привлекший физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам) обязан исполнять все обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда и в том числе разработать и внедрить систему управления охраной труда (СУОТ), обеспечивающую идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности, разработать и реализовать планы мероприятий по охране труда (п. 10 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь № 70).

При внедрении СУОТ разрабатываются установленные законодательством процедуры и документы по охране труда, учитывающие специфику видов деятельности и отдельных работ, выполняемых гражданами, которым индивидуальный предприниматель предоставил работу по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам.

 

Директор

Центра поддержки предпринимательства

ОДО «ПрофиТруд»       С.В.Жартун