Упоры противооткатные
Во многих организациях принято самостоятельно производить ремонтные работы, например, по замене колес на транспортных средствах. Чего, казалось бы, проще: сорвал гайки, поднял домкратом транспорт, открутил гайки, заменил колесо, закрутил гайки, опустил домкрат и можешь ехать.
По большому счету минутное дело!
Однако при этом многие «забывают» требования правил по охране труда об обязательном закреплении транспортного средства путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса, что не редко приводит к травмированию работающих.
Особенно наглядно обязательность выполнения таких требований прописана для работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств.
Так в постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 4 декабря 2008 г. № 180/128 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при эксплуатации автомобильного и городского электрического транспорта», указывается: транспортное средство, установленное на пост технического обслуживания и ремонта, необходимо закрепить путем установки не менее двух противооткатных упоров под его колеса (п. 108).
На рулевое колесо автомобиля, автобуса, а также на задний борт автомобиля, автобуса, имеющих дублирующее устройство для пуска двигателя, должны устанавливаться (вывешиваться) предупреждающие таблички с надписью «Двигатель не запускать! Работают люди!».
Если неисправность настигла водителя на линии, он обязан при осуществлении ремонта транспортного средства перед снятием колес поднять транспортное средство домкратом с установкой страховочных подставок (тумб, козелков) и противооткатных упоров (п. 147).
Подобное требование касается даже трамваев и троллейбусов, ремонт которых на линии может выполняться при следующих мерах безопасности:
водитель трамвая должен предварительно установить трамвай на запасный путь, а водитель троллейбуса – на отведенное для троллейбуса место ремонта;
токоприемники трамвая (троллейбуса) должны быть опущены и надежно зафиксированы;
трамвай (троллейбус) должен быть заторможен ручным (стояночным) тормозом;
под колеса трамвая (троллейбуса) должны быть установлены противооткатные упоры;
реверсивная рукоятка контроллера управления должна быть переведена в нулевое положение, снята и на время проведения ремонта находиться у лица, выполняющего ремонт;
на задней части трамвая (троллейбуса) должна быть вывешена табличка «Токоприемники не ставить. Работают люди!» (п. 114).
На линии водитель трамвая также обязан применять противооткатные упоры при выполнении работ по техническому обслуживанию и ремонту трамвая. Перед началом выполнения таких работ водитель трамвая должен затормозить трамвайный вагон стояночным тормозом, установить под колесо трамвая противооткатные упоры и отключить автоматический выключатель электрооборудования трамвая (п. 166).
Не только ремонт и поломки на линии обуславливают обязательное применение противооткатных упоров. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ согласно требованиям Межотраслевых правил по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ, автомобильный транспорт, поставленный под погрузку (разгрузку), закрепляется при помощи противооткатных устройств.
Не часто мне приходилось видеть погрузку или разгрузку транспортного средства закрепленного при помощи противооткатных устройств. Не выполнение подобных требований или правильнее сказать их игнорирование обоюдно и со стороны руководителей и со стороны водителей транспортных средств, а многие транспортные средства (особенно легковые автомобили) вообще не укомплектованы подобными устройствами.
В правилах по охране труда нет указаний на то, что только, при ремонте грузовых автомобилей необходимо применять противооткатные упоры. Названные устройства должны быть в комплекте любого транспортного средства.
Более подробное описание требований по применению противооткатных упоров при техническом обслуживании и ремонте транспортных средств можно найти в СТБ 960-2011 «Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств. Общие требования безопасности», утвержден постановлением Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 28 марта 2011 г. № 14 «Об утверждении, введении в действие, изменении и отмене технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», в котором указывается, что транспортное средство, установленное на напольный пост технического обслуживания и ремонта, необходимо затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в нейтральное положение (для механических коробок перемены передач), на пульте управления гидромеханических передач должна быть нажата кнопка «N» («нейтраль»), на транспортном средстве с бензиновыми двигателями необходимо выключить зажигание и извлечь ключ из замка зажигания, а на транспортном средстве с дизельным двигателем – перекрыть подачу топлива. Во всех случаях кнопка массы транспортное средство должна быть выключена.
Рулевое колесо должно быть зафиксировано от проворачивания, при этом цепи приборов и потребителей должны быть отключены.
После этого необходимо надежно зафиксировать транспортное средство от перемещения вдоль его оси путем установки не менее двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса.
Противооткатные упоры должны устанавливаться (извлекаться) за ручку или конструктивный элемент упора, предназначенные для этой цели и исключающие травму руки работающего.
На рулевое колесо транспортного средства должна быть вывешена предупреждающая табличка с надписью «ДВИГАТЕЛЬ НЕ ЗАПУСКАТЬ! РАБОТАЮТ ЛЮДИ!». На транспортные средства, имеющие дублирующее устройство для запуска двигателя, аналогичная табличка должна быть вывешена у этого устройства (п. 5.2.6).
Кроме того, не допускается:
выполнять какие-либо работы, находясь под транспортным средством, вывешенным на подъемнике, без установки страховочной подставки (козелка), без установки двух противооткатных упоров с обеих сторон колеса неподнимаемого моста;
использовать для установки под вывешенное транспортное средство случайные предметы (камни, кирпич и т. п.);
поднимать и вывешивать транспортное средство за буксирные приспособления, крюки путем захвата за них тросами, цепью или крюком подъемного механизма;
находиться, производить какие-либо работы в салоне на поднятом транспортном средстве;
оставлять по окончании работ вывешенное транспортное средство, установленное на подъемниках (п. 5.3.2.9).
На упоры противооткатные автомобильные, предназначенные для предотвращения самопроизвольного перемещения автомобиля вдоль его оси во время технического обслуживания, ремонта, стоянки распространяется СТБ 2249-2012 «Упоры противооткатные для транспортных средств. Общие технические условия».
Названный стандарт устанавливает классификацию упоров противооткатных автомобильных, основные размеры, общие технические требования к форме, конструкции, конструкционным материалам и покрытиям, а также правилам приемки, маркировки и методам контроля.
Поэтому при приобретении противооткатных упоров, стоит изучить этот документ, тем более что противооткатные упоры должны соответствовать требованиям стандарта при соблюдении условий хранения, транспортирования и эксплуатации.
Только соблюдение требований по охране труда на рабочих местах всеми работодателями и работающими при выполнении любых видов работ, является обязательным условием предупреждения производственного травматизма!
Сергей Жартун