Кто должен управлять кран-балкой
Во многих организациях используются в производственной деятельности краны мостового типа грузоподъемностью менее 10 т, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи.
Однако, согласно п. 3 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 22 декабря 2018 г. № 66 (далее – Правила), требования названных Правил распространяются на краны мостового типа грузоподъемностью более 10 т, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, со стационарного пульта, по радиоканалу или однопроводной линии связи.
Другого нормативного документа, регламентирующего безопасность при эксплуатации кранов мостового типа грузоподъемностью менее 10 т, управляемых с пола, просто нет.
Перед владельцем крана грузоподъемностью менее 10 т, встает закономерный вопрос: а кто и при каких условиях может управлять таким краном.
В п. 381 Правил по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов, утвержденных постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 28 июня 2012 г. № 37, действующих до 1 июня 2019 г., было указанно, что к управлению грузоподъемными кранами, не подлежащими регистрации в Госпромнадзоре, и к зацепке без предварительной обвязки груза на крюк таких кранов допускаются работники, задействованные в технологических (рабочих) процессах с применением указанного оборудования, после прохождения стажировки по вопросам охраны труда с последующей проверкой знаний в соответствии с Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда.
Работодателю до начала работ оставалось только разработать и утвердить инструкцию по охране труда при работе с грузоподъемными кранами, управляемыми с пола, провести инструктаж, стажировку, проверку знаний по вопросам охраны труда работающих, допускаемых к этим работам, выполнить другие требования, установленные действующими на тот момент Правилами и спокойно осуществлять производственный процесс с непосредственным использованием этих механизмов.
В действующих на сегодняшний день Правилах по обеспечению промышленной безопасности грузоподъемных кранов такая правовая норма отсутствует, то есть не конкретизированы требования при использовании в производственном процессе кранов мостового типа грузоподъемностью менее 10 т (такие краны вообще не попадают под их действие) и если допускать работающих по «старым» правилам, то это будет нарушением законодательства об охране труда со всеми вытекающими последствиями.
Как же поступать в данной ситуации владельцам грузоподъемных кранов грузоподъемностью менее 10 т, которые в любом случае обязаны обеспечивать их безопасность при эксплуатации, наладке, обслуживании, ремонте, техническом диагностировании, техническом освидетельствовании, испытании, выводе из эксплуатации и т.п.
Выход есть. По решению субъекта хозяйствования требования Правил могут быть применены для организации эксплуатации и производства работ с применением грузоподъемных кранов к следующим грузоподъемным кранам, не относящимся к потенциально опасным объектам таким как краны мостового типа и консольные краны грузоподъемностью до 10 т включительно, управляемые с пола посредством кнопочного аппарата, подвешенного на кране, или со стационарного пульта, а также управляемые дистанционно по радиоканалу или однопроводной линии связи.
Другими словами, владелец крана обеспечивает эксплуатацию и производство работ с применением грузоподъемных кранов грузоподъемностью до 10 т в соответствии с требованиями действующих Правил.
Руководитель субъекта промышленной безопасности для организации эксплуатации грузоподъемных кранов и содержания их в исправном состоянии локальным правовым актом обязан:
для осуществления контроля за техническим состоянием грузоподъемных кранов – назначить лиц по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных кранов (для субъектов промышленной безопасности эксплуатирующих 100 и более грузоподъемных кранов);
для обеспечения содержания в технически исправном состоянии грузоподъемных кранов – назначить лиц, ответственных за содержание грузоподъемных кранов в исправном состоянии;
для обеспечения безопасного производства работ грузоподъемными кранами – назначить лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами. Лицо, ответственное за безопасное производство работ грузоподъемными кранами назначается в каждом цехе, на строительной площадке или другом участке работ, в каждой смене из числа мастеров, производителей работ, начальников цехов, участков и других руководителей и специалистов. На складах материалов и других складских участках в качестве лиц, ответственных за безопасное производство работ грузоподъемными кранами, могут быть назначены заведующие складами;
для выполнения работ по обслуживанию грузоподъемных кранов, технических устройств – назначить работников, имеющих соответствующие выполняемой работе профессии рабочего (слесарей, наладчиков, электриков, работников, имеющих другие профессии рабочего (при необходимости));
для обеспечения проведения проверки знаний по вопросам промышленной безопасности работников субъекта промышленной безопасности – создать комиссию для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности в соответствии с Инструкцией о порядке создания и деятельности комиссий для проверки знаний по вопросам промышленной безопасности, утвержденной постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 6 июля 2016 г. № 31;
установить и выполнять другие необходимые процедуры по охране труда и промышленной безопасности.
Другой альтернативы в этих вопросах просто нет.
Тем более, что в соответствии с требованиями Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС), утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30 марта 2004 г. № 33, к управлению мостовыми кранами грузоподъемностью до 15 т, башенными передвижными, портально-стреловыми кранами грузоподъемностью до 3 т, оснащенными различными грузозахватными приспособлениями, при выполнении простых работ по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке штучных, лесных (длиной до 3 м) и других аналогичных грузов. Управлению мостовыми кранами грузоподъемностью до 10 т при выполнении работ средней сложности по погрузке, разгрузке, перегрузке и транспортировке лесных (длиной свыше 3 до 6 м) и других аналогичных грузов. Установке деталей, изделий и узлов на станок, перемещение подмостей и других монтажных приспособлений и механизмов. Управлению электроталями, переносными кранами при выполнении различных видов работ. Управлению стеллажными кранами-штабелерами грузоподъемностью до 1 т, оснащенными различными грузозахватными механизмами и приспособлениями, при выполнении работ по укладке грузов на стеллажи, снятию их со стеллажей, транспортировке на погрузочную площадку и укладке в контейнеры, пакеты и на поддоны. Проверке правильности крепления тросов, регулированию тормозов и действия предохранительных устройств. Ведению журнала приема и сдачи смены. Участию в ремонте обслуживаемых кранов должны допускаться работающие имеющие профессию машинист крана (крановщик) 3-й разряда.
Если рассматривать характеристики работ для других профессий, то у некоторых в ЕТКС можно увидеть разрешение на управление подъемно-транспортным оборудованием с пола, а также строповку и увязку грузов для подъема, перемещения, установки и складирования.
Например, токарь или фрезеровщик которые в соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденного Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 декабря 2000 г. № 160, могут допускаться к управлению подъемно-транспортным оборудованием с пола, а также к строповке и увязке грузов для подъема, перемещения, установки и складирования этих грузов.
Но, если же работника, которому в соответствии с характеристиками работ в ЕТКС разрешается управление подъемно-транспортным оборудованием с пола допустить к управлению кранов мостового типа грузоподъемностью менее 10 т, то это будет противоречить требованию ЕТКС, в котором указанно, что управлять мостовыми кранами грузоподъемностью до 15 т должны работающие имеющие профессию машинист крана (крановщик) 3-й разряда.
Поэтому считаю, что работники общих профессий которым в соответствии с ЕТКС разрешено управлять подъемно-транспортным оборудованием с пола, могут управлять таким оборудованием, которое конструктивно установлено на эксплуатируемых ими станках в виде передвижной тали (тельфера), управление которой осуществляется с пола при помощи кнопочного поста управления, стационарных поворотных стреловых кранов и т.п., расположенное в пространстве их рабочего места. Тем более, что при осуществлении профессиональной подготовки эти работника в обязательном порядке должны были обучаться эксплуатировать подобное подъемно-транспортное оборудование.
Для управления таким оборудованием не требуется специального обучать токаря по смежным профессиям (машинист крана (крановщик) и других в зависимости от специфики производства). Для допуска токаря к самостоятельной работе с подъемно-транспортным оборудованием, установленным на его станке, необходимо разработать и включить в инструкцию по охране труда для токаря способы и приемы безопасного выполнения работ, при использовании этого подъемно-транспортного оборудования, а также приспособлений и инструмента используемых в работе, организовать прохождение стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.
После прохождения первичной проверки знаний по вопросам охраны труда оформить приказом (распоряжением) допуск к самостоятельной работе.
Кроме того, если токарю в установленном законодательством порядке присвоить квалификацию машинист крана (крановщик), все равно для строповки и увязки грузов его еще дополнительно придется обучить профессии стропальщика.
В соответствии с требованиями п. 803 постановления Министерства промышленности Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 июля 2004 г. № 7/92 «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда при холодной обработке металлов», работники, которые по роду выполняемой работы должны выполнять строповку или зацепку грузов, допускаются к этим работам, если они имеют смежную профессию стропальщика.
Поэтому прежде, чем допустить работающих к управлению кранов мостового типа грузоподъемностью менее 10 т, которые «не попадают» под действия Правил, работодателю надо хорошо подумать, как правильно реализовать права работающих на здоровые и безопасные условия труда.
С.В.Жартун