Локальные нормативные правовые акты

 Инструкция по охране труда - самый главный документ при расследовании несчастного случая на производстве!

Если потерпевший не нарушил инструкцию по охране труда - он ничего не нарушил!

1. Качественно и быстро разработаем инструкции по охране труда согласно Вашему штатному расписанию и видам выполняемых работ.

2. Разработаем необходимую документацию для обучения рабочих нужным профессиям непосредственно в организации на рабочих местах 

Беларусь

ПРОЕКТ НОРМАТИВОВ ЧИСЛЕННОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

По заказу Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь учреждение «Научно-исследовательский институт труда Минтруда и соцзащиты Республики Беларусь» подготовил проект Нормативов численности специалистов по охране труда в организациях.

Новый проект Нормативов численности специалистов по охране труда в организациях (далее – проект Нормативов), предназначен для установления и обоснования необходимой численности специалистов по охране труда и будет применяться в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Расчет нормативов «по новому» существенно отличается от методики расчета установленной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 г № 94 «Об утверждении   нормативов  численности специалистов   по   охране   труда    на предприятиях».

Проект Нормативов предусматривает условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации и учитывает следующие функции специалистов по охране труда в организации:

координация деятельности структурных подразделений по обеспечению на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда;

пропаганда и внедрение передового опыта безопасных методов и приемов труда, сотрудничество с работниками, их полномочными представителями в области охраны труда, информирование о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся СИЗ;

организация и проведение обучения, проверки знаний, инструктажей  работников по охране труда;

подготовка документов по вопросам охраны труда;

участие в коллективных переговорах при рассмотрении вопросов охраны труда, подготовке проектов разделов коллективного договора, касающихся охраны труда, разработке плана мероприятий по охране труда;

разработка мероприятий по внедрению и функционированию системы управления охраной труда (совместно с иными структурными подразделениями);

оперативный контроль за  состоянием условий труда и соблюдением требований по охране труда;

расследование и учет несчастных случаев в организации.

В проекте Нормативов предлагается вести расчет определения численности специалистов по охране труда по двум группам (для организаций производственной сферы деятельности и для организаций других сфер деятельности) в виде математических формул.

Сразу хочу отметить, что актами законодательства не определено понятие «организации производственной сферы деятельности и организации других сфер деятельности», поэтому при расчете сразу возникнут вопросы к какой сфере относить ту или иную организацию. Например, супермаркет, где организовано собственное производство или НИИ выпускающий продукцию и имеющий для этого соответствующее оборудование и рабочие кадры к какой сфере деятельности относить?  Поэтому в одном НИИ будет только «мозговой штурм», а в другом производственный план и выпуск продукции и соответственно разные условия формирования организационной структуры службы охраны труда в организации.

Далее – определение численности специалистов по охране труда включает расчеты с учетом следующих показателей:

1. Среднесписочная численность работников в организации (по данным бухгалтерского учета).

Согласно Методике по расчету основных статистических показателей деятельности субъектов малого предпринимательства, утвержденной постановлением Национального статистического комитета Республики Беларусь от 30.06.2014 № 64, среднесписочная численность работников это численность работников списочного состава, за исключением работников, находящихся в отпусках по беременности и родам, в связи с усыновлением (удочерением) ребенка в возрасте до трех месяцев, по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; работников, не явившихся на работу вследствие временной нетрудоспособности или ухода за больными, неявки которых оформлены листками нетрудоспособности или справками о временной нетрудоспособности; работников, находящихся в отпусках без сохранения заработной платы, кроме находящихся в отпусках, предоставляемых без оплаты по инициативе нанимателя; работников, находящихся под следствием до вынесения приговора суда; работников, больных хроническим алкоголизмом, помещенных на лечение в наркологические отделения психиатрических (психоневрологических) организаций здравоохранения; работников-доноров за дни сдачи крови и ее компонентов (кроме дней, когда сохранение среднего заработка осуществляется за счет нанимателя), а также за предоставленные после этого дополнительные дни отдыха.

2. Численность вновь принятых работников (за год).

Этот показатель не требует комментариев.

3. Количество структурных подразделений в организации.

В постановлении Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 2 января 2012 г. № 1 «Об утверждении общих положений единого квалификационного справочника должностей служащих» говориться, что наниматели могут устанавливать следующие нормы управляемости при создании структурных подразделений, если иное не установлено законодательством:

управление – при наличии в его штате не менее семи штатных единиц, включая должность руководителя;

отдел – при наличии в его штате не менее четырех штатных единиц, включая должность руководителя;

сектор (бюро, группа) – при наличии в его штате не менее трех штатных единиц, включая должность руководителя.

В самом проекте Нормативов прописано, что под структурными подразделениями в организации следует понимать отделы, цехи, бюро, службы и другие самостоятельные подразделения

4. Списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда (стр. 06 формы государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда»).

Этот показатель не требует комментариев.

5. Общая площадь, занимаемая организацией.

Что включать в площадь занимаемую организацией? Помещения под офис, – плюс производственную территорию? А в организациях выполняющих строительные работы надо учитывать этажность строящихся зданий? Потому что, – участок будет 1000 кв.м., а этажей без лифта может быть 21 и еще на разных объектах.

6. Затраты времени на перемещения специалиста по охране труда в процессе выполнения трудовых функций за пределами организации.

Если предположить, что это время перемещения инженера по охране труда между удаленными друг от друга производственными подразделениями (объектами) организации в целях проведения проверок состояния условий и охраны труда, то так и надо было написать.

Потому что, к трудовым функциям за пределами организации можно отнести и время, затраченное на семинары, совещания (например, в вышестоящей организации), повышение квалификации, развозку заинтересованным отчетов (4-охрана труда и т.п.), поездки для консультаций в надзорные органы и т.д.

7. Затраты времени на деятельность по расследованию и учету несчастных случаев в организации.

На участие в расследовании несчастного случая в организации в проекте Нормативов дается 24 часа, то есть три дня.

Видимо предполагается, что руководитель организации (страхователь) утвердит акт соответствующей формы в течение двух рабочих дней, зарегистрирует его в журнале регистрации несчастных случаев, ознакомит с актом лиц, допустивших нарушения охраны труда, приведшие к несчастному случаю (в том числе, если они не являются работающими у страхователя).

Кроме того, сам лично развезет экземпляры актов с материалами расследования заинтересованным сторонам.

Или это все будет делать  инженер по охране труда, конечно кроме утверждения акта?

Кстати на время специального расследования несчастного случая с участием инженера по охране труда отпускается в проекте Нормативов, как и положено 15 дней.

8. Общее по организации количество часов невыходов работников на работу по уважительным причинам (трудовые и социальные отпуска, в том числе предусмотренные коллективным договором организации, временная нетрудоспособность, выполнение государственных или общественных обязанностей, другие неявки, предусмотренные законодательством).

 

Попробуем рассчитать численность специалистов по охране труда для организаций производственной сферы деятельности согласно требованиям проекта Нормативов.

Примем:

среднесписочная численность работников – 300 чел.;

численность вновь принятых работников (за год) – 100 чел.;

количество структурных подразделений в организации – 10;

списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и опасными условиями труда – 50 чел.;

общая площадь, занимаемая организацией – 1000 кв.м.;

затраты времени на перемещения специалиста по охране труда в процессе выполнения трудовых функций за пределами организации – 80 ч.;

затраты времени на деятельность по расследованию и учету несчастных случаев в организации – 168 ч.;

общее по организации количество часов невыходов работников на работу по уважительным причинам (трудовые отпуска 25 дней, другое 5 дней, итого 30 дней) – 30 дней х 8 час х 300 чел. = 72 000 ч.

Что в формулах значат цифры после запятой, не буду даже предполагать, а приму как есть.

Перейдем к расчету:

 

Y1= 0,457054486 + 0,017758×X1 + 0,0010327×X2 + 0,000918754×X3 + 0,00126×X4 + 0,0000000749×X5,

 

где    Х1 – количество структурных подразделений  в организации – 10,

X2 – среднесписочная численность работников организации – 300,

X3 – списочная численность работников, занятых на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда – 50,

X4 – численность вновь принятых работников 100,

X5 – общая площадь, занимаемая организацией, кв.м. – 1000.

 

Y1= 0,457054486 + 0,017758×10 + 0,0010327×300 + 0,000918754×50 + 0,00126×100 + 0,0000000749×1000 = 1,116457086.

 

Произведем расчет для организаций других сфер деятельности при тех же заданных условиях по другой формуле: 

 

Y1= 0,4693 + 0,00832×X1 + 0,000902×X2 + 0,00089123×X3 + 0,00063×X4 + 0,0000000749×X5,

Подставляем значения:

Y1= 0,4693 + 0,00832×10 + 0,000902×300 + 0,00089123×50 + 0,00063×100 + 0,0000000749×1000 = 0,9314105,

 

Определим численность специалистов по охране труда при расследовании и учете несчастных случаев в организации:

  

Y2 =  + ,  

где tр – время расследования несчастного случая (24 часа),

      tрс – время специального расследования несчастного случая (120 часов),

      n1 – количество произошедших за год несчастных случаев,

      n2 – количество произошедших за год несчастных случаев, для которых потребовалось специальное расследование,

       Нрв – расчетная норма рабочего времени на одного работающего (за год) – 2019 ч.

На мой взгляд, что здесь не так! По-видимому n1 это количество произошедших за год несчастных случаев для которых не потребовалось специального расследования.

Например, в организации произошло 5 несчастных случаев на производстве – 2 тяжелых и 3 к ним не относящиеся, следовательно, n1 будет равен – 3, а n2 – 2.

Поэтому примем, n1 =  2, а n2 = 1.  

Подставляем в формулу значения:

 

0,08320950964
    

         Расчетная норма рабочего времени на одного работающего (за год) Нрв, в формуле указана как Нв. Или у меня проект неточный или разработчики забыли, – в формулу внести изменения?

Определяем численность специалистов по охране труда с учетом перемещений специалиста по охране труда в процессе выполнения трудовых функций за пределами организации:

Y3 = Вп / Нрв

где Вп – время на перемещения специалистов по охране труда за пределами организации в процессе выполнения трудовых функций (за год),

Нрв – расчетная норма рабочего времени на одного работающего за год.

 

Y3 = 80 /2019 = 0,03962357602

 

2.2.4. Кн – коэффициент, учитывающий планируемые невыходы работников по уважительным причинам (трудовые и социальные отпуска, в том числе предусмотренные коллективным договором организации, временная нетрудоспособность, выполнение государственных или общественных обязанностей, другие неявки, предусмотренные законодательством):

 

 

где % планируемых невыходов определяется по данным бухгалтерского учета.

Как правило, согласно бухгалтерской статистике, Кн колеблется в пределах от 1,1 до 1,2.

 

Определяем численность (Yсуммарное) специалистов по охране труда по следующей формуле:

Yсуммарное = (Y+ Y2 + Y3) × Кн 

 

Для производственной сферы:

 

Yсуммарное = (1,116457086 + 0,08320950964 + 0,03962357602) х 1,1 = 1,3632191888

 

         Для других сфер:

 

Yсуммарное = (0,9314105 + 0,08320950964 + 0,03962357602) х 1,1 = 1,15966794422

 

С учетом округления:

до 0,12 не учитываются;

свыше 0,12 до 0,37 округляются до 0,25;

свыше 0,37 до 0,62 округляются до 0,5;

свыше 0,62 до 0,87 округляются до 0,75;

свыше 0,87 округляются до единицы,

численность специалистов по охране труда в организации производственной сферы должна быть 1,25 человека, в организации другой сферы деятельности – 1 человек.

Кстати, при расчете численности согласно требованиям постановления Министерства труда Республики Беларусь от 23.07.1999 г № 94 «Об утверждении   нормативов  численности специалистов   по   охране   труда    на предприятиях», у меня получилась общая численность работников службы охраны труда – 1,52 человека, если производство расположено компактно.

В случае удаления подразделений друг от друга, что характерно для моего примера, на расстояние от 0,5 до 1,5 км общая численность службы охраны труда составит 2 человека (1,2x1,52=1,82); более 1,5 км - 3 человека (1,4x1,52=2,128).

Намного проще было бы не производить сложных вычислений, а привязать количество специалистов по охране труда к количеству работающих в организации.

Для этого есть основания! Трудового кодекса Республики Беларусь в ст. 227, требует вводить должности специалистов по охране труда в организациях производственной сферы при численности работников свыше 100 человек, в организациях других сфер деятельности – свыше 200 человек, без всяких расчетов. Почему бы это правило не распространить на большее количество работающих в определенной математической прогрессии.   

 

Директор

Центра поддержки предпринимательства

ОДО «ПрофиТруд»    Сергей Жартун